Лянгасов А.В., Бокк А.В., Ревякин Е.
Дистанционное снятие показаний со счетчиков как услуга: опыт телекомов
Два года назад начали сбываться самые смелые мечты компании «Технотроникс». Кировский филиал ПАО «Ростелеком» на практике осуществил то, чем мы грезили с 2008* года – подключил общедомовые приборы учёта к нашим КУБам, которые изначально были установлены для мониторинга шкафов FTTB. Таким образом, удалось «убить двух зайцев»: КУБ одновременно осуществлял мониторинг телекоммуникационного шкафа в интересах ПАО «Ростелеком» и являлся технической основой для предоставления платной услуги местным энергетикам. Дальше-больше. Новосибирский филиал ПАО «Ростелеком» запустил проект по учёту ресурсов для управляющих компаний и добился к сегодняшнему моменту значительных успехов. О результатах работы, опыте внедрения и перспективах мы попросили рассказать представителей Новосибирского и Кировского филиалов, а также представителя Новосибирской теплогенерирующей компании АО «СИБЭКО».
Опыт из Кирова. Интервью с ведущим инженером электросвязи ГЦТЭТ Кировского филиала ПАО «Ростелеком» Лянгасовым А.В.
- Алексей Владимирович, насколько мы знаем, Кировский филиал организует процесс снятия показаний со счетчиков для «МУП Горэлектросеть»?
- Да, мы дистанционно снимаем показания с общедомовых электросчётчиков многоквартирных домов, а также со счётчиков, расположенных на их распределительных трансформаторных подстанциях. Мы заключили договор с Горэлектросетью на обслуживание 2200 домов. На данный момент нами автоматизировано около 4000 счётчиков. При внедрении оказалось, что количество общедомовых счётчиков на один дом очень разнится: может быть один счетчик в каком-нибудь двухэтажном старом доме, а может быть до 12 счетчиков в большом многоквартирном доме. Что касается трансформаторных подстанций, то мы подключили их около 50, на каждой подстанции, в среднем, 2-3 счетчика. Система снятия показаний с общедомовых счетчиков эксплуатируется уже два года, а с подстанций около полутора лет.
- На каком оборудовании реализован проект?
- Около 50% потребности в оборудовании изначально закрыли контроллеры КУБ-POWERlight, которые были у нас уже установлены в шкафах FTTB для контроля вскрытия, температуры и мониторинга источников бесперебойного питания. Именно поэтому этот проект окупился достаточно быстро. Мы подключили к контроллерам по витой паре счетчики Меркурий. Кстати, везде стоят три модели счётчиков - Меркурий-230, Меркурий-234, Меркурий-200, и мы снимаем с них показания по RS-485.
Там, где у нас не было сети FTTB в жилых домах, пришлось ставить ADSL-модем + контроллер КУБ-Нано. Для объектов, на которых вообще не было сетей Ростелекома, мы приобрели 300 контроллеров Вашего производства, которые работали по GSM. Мы подключили к ним счётчики, и где сигнал был слабый, поставили выносную антенну.
- Когда осуществляли монтаж и настройку устройств, обращались в нашу техподдержку?
- По работе со связью, по программному обеспечению мы много обращались в техподдержку. По сути, мы вместе работали с Вашими программистами по отладке приемов посылки от счетчиков. Если что-то где-то не шло, мы отправляли «сырую» посылку в техподдержку, программисты разбирались и высылали нам новую версию Опроса. Уровень оказанной помощи оцениваю по 5 бальной шкале на 5, потому что добились соединения со всеми предоставленными счетчиками.
- Каким образом у Вас организована система передачи данных? Центр организован в Ростелекоме?
- Сервера у нас стоят в Ростелекоме. У меня задействовано 6 серверов, один из них опрашивает GSM-контроллеры, а 5 остальных - проводные КУБы, работающие по Ethernet. Мы сами осуществляем мониторинг системы в рабочее время, проверяем все ли контроллеры/счётчики вышли на связь. По договору, 23-25 числа каждого месяца мы составляем с помощью подсистемы Ресурсоучёт ПО «Технотроникс.SQL» месячный отчет по показаниям счетчиков в формате Excel и отправляем его в Горэлектросеть.
- Давайте поговорим о Ценсоре. Сколько объектов сейчас оснащено, какое оборудование представлено на объектах, и какие функции оно выполняет?
- Сейчас у нас организовано 4 сервера: 3 сервера следят за Кировской областью, один сервер следит за городом.
По Кировской области около 700 сельских станций оснащено КУБами. Там они выполняют функции контроля вскрытия дверей, пожарной сигнализации, контроля питания, температуры. По наличию связи с КУБом, мониторится связь с этим объектом.
Также подключены наши счетчики, чтобы не ездить энергетикам и не снимать показания вручную. На наших объектах стоят счетчики ПСЧ, и показания с них передаются в Кировэнергосбыт. Кировэнергосбыт, в отличие от Горэлектросеть, имеет доступ к нашему серверу и смотрит эти показания самостоятельно.
По городу Кирову оснащено объектов больше (порядка 50 АТС и 2000 шкафов FTTB). Стоит разное Ваше оборудование: КУБ-PowerLight, Куб-Нано, КУБ и различные УСИ. В настоящее время мы продолжаем сотрудничество с Технотрониксом и надеемся на дальнейшее развитие «АПК Ценсор-Технотроникс» в Кировском филиале.
Опыт из Новосибирска. Интервью с руководителем проекта «Счётчики» Новосибирского филиала ПАО «Ростелеком» Бокком А. В.
Так уж получилось, что как раз под Новый год мы завершили разработку нового «аксессуара» к КУБ-IP. А именно – Блока реле БР-220У – опционального удлинителя с возможностью управления. С его помощью можно дистанционно по команде или по расписанию включать/выключать энергопотребители, тем самым управляя температурой и не только!
- Сколько сейчас управляющих компаний с Вами сотрудничает? Какие выгоды они получают?
- Мы работаем уже с шестнадцатью крупными управляющими компаниями, это больше 1000 домов в Новосибирске, в которых подключено более 1500 счетчиков. Предоставляем в управляющие компании ежемесячные отчёты по потреблению электроэнергии, воды, тепла в каждом доме. Им больше не нужно спускаться в подвалы и списывать показания со своих многочисленных счётчиков. Но этим дело не ограничивается. Мы занимаемся анализом параметров ресурсов, которые доставляют в дом ресурсоснабжающие организации: величина напряжения, температура воды, давление воды и другое. Отслеживаем качество параметров. Если какой-нибудь параметр отклоняется от нормы, система автоматически оповещает об этом управляющую компанию. Например, пропало тепло, снизилась температура горячей воды в отопительной системе, повысилось напряжение. Очевидно, что когда в доме напряжение 260-270 Вольт, это может вывести из строя бытовую технику. И уже не раз были случаи, когда с помощью системы мониторинга, нам удавалось отследить аварийную ситуацию и оповестить о ней Клиента. Для управляющих компаний выгода очевидна: это снижение затрат и ошибок за счет исключения « человеческого фактора», постоянный контроль технологических параметров ресурсов, возможность моментального обнаружения аварийных ситуаций.
- На каком оборудовании и программном обеспечении реализован проект?
- Проект организован на аппаратно-программном комплексе производства Технотроникс. Это программное обеспечение «Технотроникс.SQL» и преобразователь интерфейсов Телепорт-12. Собранная со счетчиков информация хранится на сервере Дата Центра Новосибирского филиала.
Мы подключили все марки счетчиков, которые позволяет использовать ПО Технотроникс. Также, по нашему заказу, дополнительно были интегрированы несколько счетчиков. Из доработанных в ПО счетчиков: Логика СПТ-941, Логика СПТ-943, ВКТ-7, Взлет-ТСРВ-34 и другие.
- Как осуществляется передача данных в Дата Центр?
- Мы организуем каналы связи до счетчиков по технологии ЕТТН или GPON и с помощью этих каналов и устройств Телепорт-12 собираем информацию, храним её на нашем сервере и обрабатываем в зависимости от пожеланий клиента. Кстати, с вашей помощью мы разработали 28 дополнительных видов отчетов: аварийные сигналы, превышение/снижение параметров и так далее. Данные отчёты разработаны в соответствии с пожеланиями УК и используются ими для контроля параметров ресурсов.
- Центр мониторинга организован в Ростелекоме?
- Да, в Ростелекоме. Но у нас нет специальной диспетчерской службы, которая занималась бы мониторингом ЖКХ. ПО «Технотроникс.SQL» работает в автоматическом режиме и, в случае аварии, выдает сигналы. При этом настроено смс-оповещение и автоматическое информирование по электронной почте ответственных сотрудников УК. То есть им на телефон приходит смс о том, что по данному дому идет снижение температуры теплоносителя или снижение температуры горячей воды, или перекос фаз напряжения. Кроме того, во многих управляющих компаниях установлено рабочее место и организован доступ к их домам для самостоятельного мониторинга. Но всё равно раз в неделю специалисты Новосибирского филиала направляют в УК письменные уведомления о выявленных аварийных ситуациях и необходимости принятия мер.
- Мы производим многофункциональные устройства. С помощью нашего оборудования Вы реализуете функцию снятия показаний или что-то еще?
- В основном, мы устанавливаем Телепорты-12 для снятия показаний с приборов учета и анализа параметров, это просьба клиента. В тестовом испытании в двух УК установлено оборудование КУБ-Нано и подключены различные датчики для мониторинга состояния тепловых пунктов. УК контролируют открывание дверей, затопление, влажность, температуру и другое.
А вот как комментирует внедрение Телепорт-12 представитель теплогенерирующей компании АО «СИБЭКО» Евгений Ревякин, начальник отдела автоматизированных систем коммерческого учета тепловой энергии (АСКУТЭ).
Евгений Ревякин. Лондонский музей науки. Секция, посвященная
первым паровым котлам и паровым машинам.
Парк приборов учета абонентов АО «СИБЭКО» (г. Новосибирск), подключенных к системе автоматического чтения данных, составляет немногим менее 10 тысяч штук. Основная масса приборов учета опрашивается посредством CSD-модемов через каналы сотовой связи.
В 2016 году началась работа по реализации пилотного проекта по переводу опроса абонентских приборов учета через LAN-подключение. Партнером-провайдером компании выступило ПАО «Ростелеком», которое осуществило подключение группы приборов учета к сети Интернет, обеспечив каждую точку подключения «белым» IP-адресом.
Для подключения приборов учета, оснащенных интерфейсами RS-232, к Ethernet-линиям связи провайдера, были использованы преобразователи интерфейсов Телепорт-12 производства ООО «Технотроникс». Данное изделие в реальной работе уже на первых нескольких десятках пилотных точках подключения показало себя как исключительно надежное, и не требующее периодического обслуживания и перезагрузок.
Сравнительные наблюдения за ходом опроса приборов учета показали, что необходимое для чтения суточной разницы архивов время составляет порядка 8-10 секунд. Аналогичные приборы учета, подключенные через устаревшие CSD-модемы, требуют времени от 3 до 6 минут, в зависимости от количества теплосистем в приборе учета.
Кроме этого значительно сокращаются расходы компании на связь, так как оплата абонентского подключения производится по фиксированному месячному тарифу, в отличие от CSD-звонков. Сейчас мы получили возможность опрашивать прибор учета неоднократно в течении одних суток, не вызывая при этом перерасхода бюджета компании на мобильную связь.
Из имеющихся технических возможностей Телепорт-12 необходимо отметить встроенный канал управления типа «открытый коллектор», который мы собираемся использовать для удаленной перезагрузки дополнительного оборудования на некоторых узлах учета тепловой энергии, подключив на выходной канал маломощное развязывающее реле с нормально-замкнутыми контактами.
Телепорт-12 можно использовать для удаленного опроса программируемых контроллеров, установленных на централизованных теплопунктах. Для контроллеров, у которых нет Ethernet-интерфейса, но имеется интерфейс RS-485, можно наладить удаленный опрос штатным ОРС-сервером производителя «поверх» LAN-соединения. Это позволит вывести текущие параметры телеметрии ЦТП на сводный видеокадр диспетчерской службы энергопредприятия через любые распространенные SCADA-системы.
Особо необходимо отметить крайне выгодную цену Телепорт-12, которая оставляет далеко позади конкурентные изделия под брендами MOXA и Advantech. При этом, по результатам экспериментов, разницы в качестве опроса приборов учета при использовании Телепорт-12 и аналогичной продукции других брендов не выявлено.