12.02.2014

ОХРАНА КОЛОДЦЕВ:
эволюция продолжается, а время «ящериц» прошло.

Мы взяли интервью у автора практически всех наших разработок Аркадия Яковлевича Раскина и нашего исполнительного директора Михаила Борисовича Гуревича.

Сразу скажем, интервью на тему охраны колодцев оказалось по-своему сенсационным! Целых две мощных новости:

  • «Колодезные» датчики ИГД-Р, ИФД-Р снимаются с производства.
  • Заказчики получат дополнительную и совершенно бесплатную функцию в датчиках ИГД и ИФД.

Что это за функция и чем не устраивают датчики ИФД-Р, ИГД-Р, читайте ниже.


- Аркадий Яковлевич, «Вы помните, как всё начиналось»?

Аркадий Яковлевич - Конечно. Нашей борьбе «с колодцами и за колодцы» уже около 10 лет. Первое техническое решение, которое мы придумали и продвигали вместе с моим теперешним оппонентом, уважаемым мною А. А. Мошечкиным (прим. ред.: руководитель ЗАО НПЦ «Компьютерные технологии»), называлось УСИ96К. Потом наши пути разошлись. У Технотроникса был матрично-резистивный метод, затем родился ИГД. Но у всех этих решений был один общий недостаток. Мы постоянно «крутились» вокруг электронной начинки изделия, поскольку именно это наш «хлеб». И не знали, как подступиться к конструктивно-технологическим решениям, которые собственно и образуют «колодезный» датчик. Очень долго мы цеплялись за «рязанский геркон», который когда-то выбросило на рынок уважаемое предприятие «Комплектстройсервис». Для них это был побочный продукт: попробовали наудачу да и пошли дальше своей дорогой. А мы все наши решения строили вокруг этого датчика. То в него свою «электронную начинку» запихнем, то отдельно расположим. А он протекает, залипает, крошится! И ведь Заказчику не объяснишь, что не наше это детище. У него свои, совершенно оправданные резоны: «Мы у вас покупаем систему, с вас за всё и спрос»! И тогда мы приняли судьбоносное решение. Раз мы специалисты в электронике, а не в «подводных датчиках», значит, надо искать партнёров в этой сфере. Ведь в России никогда не было недостатка в ЛЕВШАХ. Только нам были нужны профессионалы. Ну, и, как говорится, «кто ищет, тот всегда найдёт». Михаил Борисович, как человек стоящий у истоков технологии герметизации, может об этом рассказать намного лучше…

- Михаил Борисович, как удалось разработать столь прочную конструкцию датчика?

Михаил Борисович - Во-первых, и в-главных, нам удалось найти партнёра, технологический уровень которого позволял решить эту сложную задачу. Причём приемлемое в плане герметичности решение было предложено им практически сразу. Датчик был залит в непроницаемый и прочный полиуретановый «кокон»-корпус, провод датчика также был изолирован полиуретаном, что обеспечило отличную адгезию материалов, а значит герметичность. Однако за 3,5 года нашего сотрудничества конструкция датчика неизменно улучшалась. Работа в первую очередь шла в направлении улучшения механической стабильности микроэлементов платы. Как результат, корпус датчика сейчас представляет собой полиуретановый «кокон» с пазом внутри, куда помещается плата. Далее эта плата заливается герметиком, имеющим гелеобразную консистенцию, и паз наглухо закрывается полиуретановой пробкой. Таким образом, плата не нагружена, она находится в условно свободном состоянии.

- В чём преимущества такого размещения платы?

Михаил Борисович - Такая конструкция позволяет не только обеспечить отличную герметичность, но и делает плату стойкой к различным механическим воздействиям (например ударам). Датчик можно, при желании, ударить молотком – гелеобразный герметик позволит погасить любые, даже самые жёсткие вибрации, воздействующие на плату. Ещё одно нововведение, которого не было в самой первой конструкции датчика – это появление так называемой «юбки» в зоне соединения кабеля с корпусом датчика (прим. ред.: см. рис. конструктива). Без «Юбки» провод датчика будет работать на излом, что потенциально приводит к появлению микротрещин и потере герметичности. «Юбка» же, увеличивая длину контакта, не только выполняет роль механического демпфера при изгибающих нагрузках на кабель, но и повышает прочность механического сцепления частей датчика.

Кстати, датчик настолько хорош, что прошёл испытания давлением в 180 атмосфер в барокамере, что эквивалентно давлению водяного столба в сотни метров. Из менее эффектных, но показательных испытаний, нужно сказать о тестировании в термобарокамере в воде при температурах от -40 до +50С. Ну, и самое главное, - за эти годы датчик испытан в колодцах заказчиков самой природой с её паводковой весной, морозной зимой и дождливой осенью.

- Аркадий Яковлевич, Технотроникс добился таких впечатляющих эксплуатационных свойств датчиков ИГД. Любой бы другой перевёл бы дух и остановился. Однако буквально следом был разработан ИФД – датчик на фото-принципе.

Аркадий Яковлевич – Это всё наш специфический изобретательский «дьявол»! (прим. ред.: смеется). Когда он стал нашёптывать мне сладкие сказки про «фотоверсию» хотелось задавить эту идею в зародыше. Ведь, как говорится, «лучшее - враг хорошего», «синица в руках лучше, чем журавль в небе» и т.п. Но остановиться было уже невозможно. А могут ли мои партнёры сделать прозрачный, а ещё лучше полупрозрачный корпус. А какой фотоэлемент применить? А какой диапазон чувствительности использовать, чтобы срабатывало при самом слабом освещении и т.п.? А сколько сомнений было у Заказчиков по поводу нового датчика! Но идея слишком хороша. Свет – прекрасный маркёр вскрытия, тем более с такой чувствительностью датчика ИФД. Практика показала сомневающимся, что система действительно работает: работает без ложных сработок, работает гарантированно даже ночью. При этом не может не радовать упрощённый монтаж – никаких ответных частей типа магнита, только датчик и его стыковка с трассой. Теперь это самая простая и надёжная из существующих технологий охраны колодцев. Пробросил пару проводов и подцепил к ней необходимое количество датчиков, максимально подготовленных производителем для установки и, главное, для работы в условиях колодца.

- Аркадий Яковлевич, какой ещё опыт дала реальная эксплуатация интеллектуальных датчиков?

Аркадий Яковлевич - Да, опыт, «сын ошибок трудных». Расскажу об идее, которая не оправдала наших ожиданий. Речь идёт о модификации датчиков, способных отключать линию «за собой» при обнаружении короткого замыкания. Подобное решение является типичным в «классических» системах ОПС промышленных зданий и сооружений. Здесь оно выглядит очень красиво, поскольку позволяет изолировать неисправный датчик, сохранив работоспособность всех остальных. Правда, здорово? Но есть один нюанс. Для реализации подобной схемы необходимо иметь кольцевую структуру линии связи. То есть, шлейф ОПС, дойдя до крайней точки, возвращается назад. И доступ к такой четырёхпроводной линии имеется с двух сторон. Увы, наши уважаемые Заказчики подобных излишеств позволить себе не могут. Ведь даже двухпроводная линия связи, пронизывающая все колодцы – это главный источник затрат, да и прокладка её крайне трудоёмка. Так что, удваивать такое удовольствие – это нереально. А без кольцевой структуры весь принцип выхолащивается. Действительно, предположим, что в системе из 30 колодцев произошёл «коротыш» на третьем датчике. Второй датчик обнаружил эту проблему и отключил линию. В итоге вся трасса кроме двух объектов, «встала». А замена датчика – дело небыстрое.

- Откуда может на колодезной трассе появиться короткое замыкание?

Аркадий Яковлевич - Теоретически, это может случиться либо из-за пробоя датчика, либо из-за разгерметизации стыка «датчик – соединительная линия». Но это теоретически. Практически, датчики от «Технотроникс» защищены от полного внутреннего пробоя своей схемотехникой – на сей счёт мы имеем отдельный патент на изобретение. А о проверенной испытаниями и жизнью герметичности наших изделий мы говорили выше. Значит, проблема может идти только от некачественной герметизации стыков. Но тут-то кроется главный подводный камень. Датчик с функцией отключения линии удваивает количество стыков при подключении! Ведь он подключается к линии не по двухпроводной схеме, а по четырёхпроводной. Как говорится, «за что боролись».

Все эти резоны нам были известны с самого начала. Поэтому, мы скептически относились к энтузиазму наших конкурентов, вовсю продвигающих эту «фишку». Но нам было важно самостоятельно проверить и убедиться на практике – «стреляет это или нет». Быстро нашлось удачное схемотехническое решение, и «закрутилось». В итоге мы имеем версии датчиков ИГД-Р и ИФД-Р с функцией отключения линии, они полностью работоспособны. Есть и красивый рекламный образ - ящерица, отбрасывающая хвост. И… никакой востребованности этого решения. Ну, не понимают наши Заказчики, как часто включать в линию этих «ящериц», и, главное, для чего? Составить из них всю линию – значит, потратить деньги на более дорогие датчики, удвоить расходы на герметизирующие комплекты, усложнить монтаж. И в итоге, то ли повысить надёжность системы, то ли ее понизить.

В общем, подтвердилась старая истина: «Всё нужное просто, всё сложное ненужно». Если монтаж сделан качественно, то никаких «отключателей» не нужно. А если он халтурный, то ситуация только усугубляется!

- И что ждёт датчики ИГД-Р, ИФД-Р?

Аркадий Яковлевич - Мы приняли решение. С 2014 года мы прекращаем выпуск изделий ИГД-Р и ИФД-Р (которые, по факту не отгружались и в предыдущие годы). А само решение переносим в наш «музей боевой славы». Для мемуаров о трудной судьбе разработчика и необходимости стоять на своём и не подвергаться чужим влияниям. И вообще скажу с прямотой горного инженера - пусть подобные «навороты» используют те, у кого датчики протекают.

- Есть ли новинки в области охраны колодцев?

Аркадий Яковлевич - Новинки есть, и довольно неожиданные. Мы считаем, что «голая» охрана колодца – это не всё, что могут датчики нового поколения.

С начала 2014 года мы начали выпуск извещателей ИГД и ИФД со встроенной функцией измерения температуры внутри колодца. Измеренное значение температуры передаётся в Диспетчерский Центр, где отображается на компьютере диспетчера. В случае достижения аварийной скорости изменения температуры вырабатывается соответствующее аварийное сообщение. Указанная функция может быть использована в следующих случаях.

Во-первых, датчик сообщит о факте возгорания внутри колодца (такие случае имели место и эксплуатационному персоналу о них известно);

Во-вторых, будет известно об обледенении колодца (а это затрудняет прокладку новых трасс).

В-третьих, резкое изменение температуры внутри колодца может также косвенно свидетельствовать о его затоплении холодными почвенными водами,

И, наконец, данная опция может использоваться также как дублирующий признак вскрытия люка.

Хотим отметить, что новая функция никак не влияет на основную задачу, решаемую ИГД и ИФД – их характеристики в плане сигнализации вскрытия люка никак не меняются.

И, что весьма немаловажно, наши датчики со встроенной опцией измерения температуры не изменились в цене по сравнению с предыдущими версиями. То есть, новая функция предоставляется Заказчику БЕСПЛАТНО!

Надеюсь, наши заказчики захотят протестировать наши датчики и убедиться в их преимуществах как в плане традиционных функций, так и в части новых возможностей.

И кстати, данная разработка находится в процессе патентования.


Ваш комментарий


Наверх
1