22.08.2012

Контроль колодцев ККС от «Технотроникса»: Бой короткому замыканию на трассах!

Устройства контроля ЛКСУстройства контроля ЛКС

Контроль линейно-кабельных сооружений – это особое направление для ООО «Технотроникс». За несколько лет разработок и их непрерывного совершенствования мы предложили Заказчикам различные методы контроля доступа в колодцы кабельной канализации (матричный и матрично-резистивный способ, а также по технологии «Умный геркон»), выпустили серию контроллеров, 4 варианта запирающих устройств и специализированные датчики адресного распознавания вскрытия объектов – ОДК, ОДК-R и интеллектуальный датчик ИГД.

А главным результатом проделанной работы стало то, что наши разработки востребованы и высоко ценятся Заказчиками.

Несмотря на существенные достижения в направлении контроля колодцев, мы не останавливаемся в своём развитии и принимаем всё новые вызовы. Очередным вызовом стал вопрос наших Заказчиков: «А как быть, если трассу вдруг закоротило? Как максимально быстро найти место возникновения КЗ в трассе?». Как ответ мы разработали специализированную модификацию датчика ИГД – датчик ИГД-Р.

Если трассу вдруг закоротило…

Технология «Умный геркон», которая бурно развивается в последнее время, всем хороша. Пробросил по колодцам всего одну пару проводов, подцепил параллельно датчики – и система готова. Однако, для персонала, обслуживающего колодцы ККС, не секрет, что трассы, расположенные в этих колодцах, имеют склонность к закорачиванию. Причин тут может быть две:

  1. короткое замыкание трассы вызвано замыканием самого датчика контроля колодцев,

  2. короткое замыкание связано с негерметично выполненным стыком датчика с трассой.

Без ложной скромности скажем, что в случае использования продукции ООО «Технотроникс», первый вариант маловероятен. Это связано со схемотехникой нашего датчика ИГД: он просто построен таким образом, что риск замыкания внутри самого датчика минимизирован. И этот факт официально подтверждён Патентом РФ №116671 (обладатель исключительных прав на патент – ООО «Технотроникс»), который мы получили летом 2012 года (см. «Зал славы ИГД»). А это значит, что в ситуации закорачивания трассы, пожалуй, первое, на что нужно «грешить» - негерметичность стыка датчика с трассой при монтаже.

Конечно, устранение короткого замыкания при негерметичности стыков трассы – задача решаемая. Но вот найти место возникновения проблемы при параллельной схеме подключения порой крайне затруднительно. Ведь чаще всего нарушение герметичности трассы возникает не сразу после монтажа и узнать, в каком колодце закоротило, нелегко. А колодцы располагаются на достаточно протяжённых расстояниях, зачастую в труднодоступных местах.

До сих пор выходом из такой ситуации, который видели мы, был достаточно сложный метод поиска повреждённого участка – метод половинного деления. Суть метода заключается в том, что при повреждении сначала разбирают одно из соединений шлейфа вблизи его середины, затем отключают его часть, дальнюю от модуля МАКС ЛКС или МиниМАКС, и смотрят, увеличилось ли напряжение в шлейфе. Если напряжение увеличилось, то повреждение находится в дальней части, если не увеличилось - в ближней к модулю части. Затем процедуру повторяют для той части шлейфа, в которой обнаружилось повреждение, и так далее…

Недостатки метода очевидны. Во-первых, приходится нарушать большое количество целых, «ни в чем не повинных» соединений. Ну, а во-вторых, метод достаточно трудоёмкий и требует немалых затрат в человеко-часах и, соответственно, «в финансах». В общем, такой неоптимальный способ выявления места отказа, явно требовал создания альтернативного варианта.

Альтернативные решения и их критика

На рынке есть техническое решение, когда для упрощения поиска КЗ (короткого замыкания) в трассе, составленной из адресных датчиков ОПС, применяются изолирующие комплекты. Благодаря им можно отключить участок трассы в случае обнаружения КЗ этого участка (рис. 1). Более того, в случае установки изоляторов после каждого датчика и «закольцовывания» трассы можно изолировать только неисправный датчик, сохранив работоспособность всех остальных.


Рис. 1. Альтернативное техническое решение

Проблема в том, что эта схема хороша только в помещениях! Здесь и «закольцевать» трассу нетрудно - подумаешь, ещё одна «лапша»! И дополнительные стыки некритичны: больше их, меньше - разница небольшая. В общем, до последнего времени мы скептически относились к попыткам механически перенести данный подход к специфической теме охраны и контроля колодцев.

Что же получится, если эту технологию попытаться применить в колодце?

Во-первых, в колодце размещается уже не один датчик контроля ККС, а целых два устройства – датчик и изолирующий комплект. Их надо как-то разместить, закрепить, загерметизировать и т.п. Опять же, «её величество цена»… никуда от неё не деться: блоки изоляции в корпусах, с клеммами и т.п. ведь не бесплатные.

Во-вторых, внутри колодца вместо двух появляется целых шесть (!) соединений (см. рис. 2). И ведь каждое может потенциально протечь. Как говорится: «За что боролись…».

В-третьих, говорить о «закольцовывании» трассы в случае ККС просто нереально. Кто же будет удваивать затраты на кабель, и без того немаленькие!

Схема организации трассы с разветвительно-изолирующими комплектами

Рис. 2. Схема организации трассы с разветвительно-изолирующими комплектами

Однако «критикуя – предлагай!» Мы понимаем, что должны, в свою очередь, предложить заказчику что-то конструктивное. Конечно, больших проблем с герметизацией можно избежать, если изначально отнестись к монтажу трасс максимально ответственно. Но и здесь всегда остаётся вероятность хотя бы небольшой погрешности – а воде достаточно и этого.

Как же в таких случаях помочь заказчику отыскать это самое проблемное место быстро и без лишних хлопот? Наше решение воплощено в новой разработке от «Технотроникс» - в датчиках ИГД-Р.

Знакомьтесь - датчики ИГД-Р!

Датчики ИГД-Р – это специализированная модификация датчиков ИГД, которая призвана помочь Заказчику в поисках места, где произошло короткое замыкание трассы.

В принципе, ИГД -Р (фото 1) могут выполнять строго те же функции, что и датчики ИГД в стандартной модификации: адресное распознавание вскрытия объектов (отсюда – ИГД в названии датчиков). Да и внешне датчики ИГД-Р отличаются от датчиков ИГД только маркировкой на корпусе, а также количеством проводов датчика (у ИГД – 2 провода, у ИГД-Р – 4).

Внешний вид датчика ИГД-Р

Фото 1. Внешний вид датчика ИГД-Р

Однако, главное назначение модифицированного ИГД-Р - выполнять функцию изолирующего комплекта, то есть отключать (принудительно размыкать) участок трассы, следующий за этим ИГД-Р в случае короткого замыкания этого участка. Отключение происходит путём размыкания соответствующих электронных ключей внутри датчика, отсюда и приставка «Р» в названии этого устройства.

Позволим себе привести красочное сравнение: ИГД-Р, размыкающий повреждённый участок трассы, напомнил нам оранжевую ящерицу, которая в случае опасности отбрасывает свой хвост!


После размыкания трассы Заказчику необходимо проверить на герметичность только тот участок трассы, который находится между этим ИГД-Р и следующим. Таким образом, ИГД-Р становится для Заказчика инструментом сегментирования трассы и в случае повреждения трассы и возникновения короткого замыкания укажет Заказчику на проблемное место или участок. Примеры размещения ИГД-Р на различных типах трасс приведены ниже.

Схема подключения ИГД-Р к трассе показана на рисунке. Как уже было упомянуто, размыкание трассы датчиком ИГД-Р осуществляется за счёт того, что в конструктиве ИГД-Р предусмотрен четырёхпроводной кабель: одной парой ИГД-Р монтируется к входному участку трассы, а второй парой – к выходному (см. рис. 3 ).

Схема организации трассы с датчиками ИГД-Р

Рис. 3. Схема организации трассы с датчиками ИГД-Р

Какими преимуществами обладает наше решение по сравнению с аналогами?

Во-первых (и в-главных), оно дешевле, поскольку к обычному датчику добавлено всего несколько компонентов (нет дополнительного корпуса, клемм и т.п.)

Во-вторых, снимается проблема «второй коробочки» в колодце. Там по-прежнему устанавливается только датчик и ничего более.

В-третьих, количество соединений в колодце, где монтируется ИГД-Р, увеличивается с двух до четырёх, а не до шести, как в конкурирующем варианте. А здесь, как говорится, «чем меньше, тем лучше».

В общем, на наш субъективный взгляд, наше предложение дешевле и изящнее. Может быть, потому, что мы придумали его сами и ни у кого не копировали?

Как применять ИГД-Р?

Закономерен вопрос: в какой пропорции следует чередовать обычные датчики ИГД и размыкающий ИГД-Р? Пожалуй, жёстких ограничений здесь нет. Теоретически, можно хоть всю трассу составить только из ИГД-Р и всё будет работать. И всё же мы не рекомендуем это делать. Почему? Во-первых, трасса, построенная на датчиках ИГД-Р, обойдётся Заказчику несколько дороже, а трассу вполне может ни разу не закоротить! Во-вторых, и это главное, усложнится монтаж и увеличится количество стыков (а значит, вероятность их протечки тоже будет выше).

В общем, ИГД-Р можно уподобить лекарству, которое, в случае передозировки принесёт не пользу, а вред. В итоге, у нас, разработчиков, сложились следующие рекомендации по применению ИГД-Р.


Если Вы затрудняетесь с комплектацией и монтажом датчиков ИГД-Р в ваших системах, то специалисты компании «Технотроникс» с радостью помогут Вам в этом! Контакты коммерческого отдела «Технотроникс»: manager@ttronics.ru, телефоны +7 (342) 256-60-05+7 (495) 777-99-06

Желаем Вам беспроблемной эксплуатации трасс ККС! А мы, в свою очередь, будем всячески способствовать этому!

Ваш комментарий


Наверх
1